Наверх

Модный дизайн часть вторая / 2017

Существует ли мода в брендинге, и чем она отличается от стиля?

Модный дизайн часть вторая / 2017

Немного порассуждав о содержании вечного в каждом пылесосе, постараемся теперь понять, как греческие ионики храма Артемиды мутировали в фантик от чупа-чупса.

Виновником всего стала промышленность.
В конце XIX — начале XX века человечество совершило неслыханный индустриальный рывок. Миропонимание общества, которое до того момента развивалось медленно, словно улитка, не поспевало за темпами науки и техники. Веками главенствующие в Европе классические ампирно-барочные каноны никак не лезли в рамки нового мира.
Художники, скульпторы и архитекторы принялись отчаянно искать новые источники вдохновения. Теперь этот период поиска принято называть эклектикой (бесстилием).

Модный дизайн часть вторая / 2017

Павильон Российской Империи на Всемирной выставке в Париже 1878 г.
Арх. Иван Ропет

Модный дизайн часть вторая / 2017

Интерьер собора Саграда де Фамилиа
Арх. Антонио Гауди

Модный дизайн часть вторая / 2017

Дворец земледельцев, Казань 2010 г.
Арх. Леонид Горник
Не смотря на то, что эклектика изжила себя уже около ста лет назад, жажда помпезности не даёт покоя отечественным чиновникам до сих пор.

Полагаю, что здесь человечество впервые столкнулось с понятием моды.
Получивший распространение во Франции стиль ар-нуво (а также югендштиль в Германии, сецессион в Австрии, модерн в России) быстро распространился в искусстве и архитектуре, но на практике оказался лишь новым набором художественных приёмов, которые ввиду своей свежести стали популярны, но не могли быть адаптированы ко всем аспектам цивилизации массового производства. Флоральные линии Ван де Вельде или зооморфные своды Гауди идеально подходили к новым элитным кварталам из стали, стекла и бетона, а также изысканным малахитовым часам и дубовым комодам, но они ни в коем случае не могли иметь применения во внешнем виде поездов, автомобилей и аэропланов. Ар нуво отвечал потребностям буржуазии, но не имел философии, которая бы могла быть применима для набирающего обороты общества потребления. Мода на линии «удар хлыста» быстро угасла, почти не оставив потомства.

Модный дизайн часть вторая / 2017

Рисунок: Книги по истории современного искусства традиционно начинают рассказ с романтического Ред Хауза и далее, через ар нуво переходят к конструктивизму и функционализму. Надо заметить, что конструктивизм, хотя и последовал за ар нуво, с точки зрения хронологической, не имел с ним ничего общего. Ар нуво логичнее рассматривать как тупиковую ветвь адаптации прежнего декоративистского искусства к реалиям цивилизации общества потребления.

Неоромантизм: Кресло. Уильям Моррис
Ар-нуво: Часы. Виктор Орта
Конструктивизм: Кресло. Вальтер Гропиус

На её руинах зарождается концепция функционализма. Эстетическим идеалом любого продукта становится не абстрактный античный образец, или декоративный орнамент, а лишённая излишков функция. Инженерия смешалась с дизайном в единое целое. Подобно тому, как Парфенон был символом античности, паровоз стал символом эстетики нового времени наравне с небоскрёбами Салливена и Миса Ван Дер Роэ и башней Эйфеля. Всё что дальше происходило в дизайне XX века можно назвать стилем «модерн». Стилем, основной идеологией которого являлся приоритет функции над декоративной эстетикой.

Вторая мировая война, кроме смерти и разрушений, дала миру новый технологический толчок. В пятидесятые годы в быту появляются результаты конверсионных технологий, которые, несомненно трансформируют эстетическое восприятие. Электроника, пластик и поролон видоизменяют промышленный дизайн, синтетические ткани и красители модифицируют одежду. В XX веке дизайнерские решения диктуют химики, физики и инженеры, а дизайнеры внедряют эти инновации в повседневную жизнь.
Каждый из новых материалов становится модным течением.

Модный дизайн часть вторая / 2017

Рисунок: Случились бы The Beatles, если бы не были изобретены магнитофон, микрофон и электрогитара?

Однако цель дизайна не только адаптировать технологии к массовому потреблению. Основная цель дизайна всё же состоит именно в формировании жизненной среды человека и формировании философии этой среды. И когда дизайн увлекается модными адаптациями, то вторая (и хочется думать, основная) его цель размывается.
Так случилось в 14.00 16 марта 1974 года, когда в Сент-Луисе был снесён жилой комплекс Пруитт-Айгоу, построенный 1954г. одним из идеологов современного модернизма, архитектором Минору Ямасаки*.

*Авторству Минору Ямасаки также принадлежат и печально известные башни Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке.

Модный дизайн часть вторая / 2017

Многие считают это время официальным временем смерти стиля модерн. Целый комплекс зданий, построенных по всем законам стиля, оказался непригоден для жизни.

Становится очевидно, что человек не может органично существовать в мире, адаптированном для вещей. Дизайнеры начинают всё больше задумываться над глобальными проблемами среды. Начинают набирать популярность такие науки как эргономика, психология, экология.

Становятся очевидны две функции дизайна:
локальная — решение задач (производственных, маркетинговых),
глобальная — решение проблем (социальных).

Первая — наиболее явная для окружающих. Именно она порождает модные тренды и выводит производства из кризиса. В этом случае дизайн плетётся в хвосте технологий и заполняет вновь созданные новыми технологиями ниши.
Вторая — менее очевидная. Но пренебрежение ей, в конце концов, приводит к кризису общественному. В этом случае дизайн пытается моделировать будущее, подготавливая сознание человека к новой реальности.

Опять не добрались до моды и стиля в брендинге? Обещаю!
В следующей главе обязательно доберёмся!

Владислав Рудовский / креативный директор

Сохранить

Сохранить

Еще в этом разделе:

Модный дизайн 2016Как сделать супердизайн 2016История ё 2016Хочешь рассмешить РОСПАТЕНТ 2014

Для этого же клиента:

Похожие:

Фирменный стиль Inmotion 2013
Фирменный стиль Inmotion 2013
День Победы 2008
День Победы 2008
Календарь «Карвиль» 2013
Календарь «Карвиль» 2013
Silk it! / часть 1 / 2013
Silk it! / часть 1 / 2013
Silk it! / часть 2 / 2013
Silk it! / часть 2 / 2013
Долго и счастливо  2012
Долго и счастливо 2012
Семь правил хорошего брендбука 2012
Семь правил хорошего брендбука 2012
Правила хорошего SEO 2012
Правила хорошего SEO 2012
Про котиков 2011
Про котиков 2011
Декларация о брендинге 2012
Декларация о брендинге 2012
Я не сплю 2012
Я не сплю 2012
Я б в брендинг-студию пошел  2012
Я б в брендинг-студию пошел 2012
Медианарциссизм 2012
Медианарциссизм 2012
Фирменный стиль Компания IQ 2013
Фирменный стиль Компания IQ 2013
Фирменный стиль В3  2013
Фирменный стиль В3 2013
Фирменный стиль «Движок» 2012
Фирменный стиль «Движок» 2012
Каталог «Солдат Удачи» 2013
Каталог «Солдат Удачи» 2013
Каталог Trialli 2013
Каталог Trialli 2013
Нейминг / Фонотип вашего названия / 2013
Нейминг / Фонотип вашего названия / 2013
Нейминг / Релевантность / 2013
Нейминг / Релевантность / 2013
Нейминг / Лингвистика / 2013
Нейминг / Лингвистика / 2013
Нейминг / Органичность названия / 2013
Нейминг / Органичность названия / 2013
Нейминг / По-существу / 2013
Нейминг / По-существу / 2013
История одного ребрендинга 2012
История одного ребрендинга 2012
Дартс в конверте СПб ОТ 2013
Дартс в конверте СПб ОТ 2013
Северная Италия  2013
Северная Италия 2013
Календарь СПб ОТ 2013
Календарь СПб ОТ 2013
Как мы это делаем  2013
Как мы это делаем 2013
Журналум мобиле  2013
Журналум мобиле 2013
Календарь, как орудие убийства 2013
Календарь, как орудие убийства 2013
Календарь СПб ОТ 2008
Календарь СПб ОТ 2008
Календарь группы компаний «Бадис» 2012
Календарь группы компаний «Бадис» 2012
Упаковка для водки «Снежная королева» 2013
Упаковка для водки «Снежная королева» 2013
Упаковка для водки «Журавушка» 2013
Упаковка для водки «Журавушка» 2013
Полиграфия компании «Полиметалл» 2014
Полиграфия компании «Полиметалл» 2014
Календарь «Берег» 2014
Календарь «Берег» 2014
Календарь компании «Полиметалл» 2014
Календарь компании «Полиметалл» 2014
Слоган. Путь создателя  2014
Слоган. Путь создателя 2014
Детство в Провансе 2014
Детство в Провансе 2014
Креативная полиграфия СПб ОТ  2012
Креативная полиграфия СПб ОТ 2012
Литера-тур  2014
Литера-тур 2014
Пора пора по радио 2014
Пора пора по радио 2014
Музейные ценности 2014
Музейные ценности 2014
Брендинг спортивных побед 2014
Брендинг спортивных побед 2014
Для лысых и накаченных  2014
Для лысых и накаченных 2014
Записки продавца автозапчастей 2012
Записки продавца автозапчастей 2012
Реклама — жизнь </br>на колесах  2014
Реклама — жизнь
на колесах 2014
Поехали в кино 2014
Поехали в кино 2014
Календари трио 2015
Календари трио 2015
Победитель 2014 — календарь «Пирожки из жизни парнокопытных»
Победитель 2014 — календарь «Пирожки из жизни парнокопытных»
Тактическая айдентика 2015
Тактическая айдентика 2015
Marlboro. А ВЫ ЧТО КУРИТЕ? 2014
Marlboro. А ВЫ ЧТО КУРИТЕ? 2014
Напролом сквозь бурелом 2015
Напролом сквозь бурелом 2015
WOW AUTO. С пробегом и гарантией 2015
WOW AUTO. С пробегом и гарантией 2015
Каталог для музея Фаберже 2015
Каталог для музея Фаберже 2015
Календарь <br>Адекватные люди 2016
Календарь
Адекватные люди 2016
Ребрендинг сети дилерских центров МАКСИМУМ 2015
Ребрендинг сети дилерских центров МАКСИМУМ 2015
Нейминг по полочкам 2016
Нейминг по полочкам 2016
Высокие технологии </br>в 21-м веке 2016
Высокие технологии
в 21-м веке 2016
Выносимая роскошь полиграфии  2016
Выносимая роскошь полиграфии 2016
ARVEST XO 2017
ARVEST XO 2017
ШТАБНАЯ РАБОТА  2017
ШТАБНАЯ РАБОТА 2017