Наверх

Silk it!   /   часть 1    /   2013

Что есть интересного в полиграфии кроме обычного CMYKа.

Матовый и глянцевый лак
Давно хотелось собрать все необъединимое в одну кучу и сформировать некий список полиграфических премудростей, которые могут весьма удачно обогатить работу дизайнера. Мы будем говорить, в основном, о рекламной полиграфии и упаковке,
но большинство технологий имеет аналоги и в других отраслях полиграфии, например, этикетке.
В этой статье мы поговорим о шелкотрафаретных UV-лаках.

Silk it!   /   часть 1

Имитация витража. Здесь использован целый лаковый бутерброд. Поверх напечатанного на матовом пластике витража нанесен тонкий слой глянцевого лака. Фактура и ромбические вставки сделаны лаком с эффектом объема, а рама проработана матовым лаком.
Витраж реалистичен не только с виду, но и на уровне тактильных ощущений.

Silk it!   /   часть 1

На упаковке два типа лака: на крышке — тонкий слой глянцевого лака, икринки  исполнены более матовым лаком (по всей остальной поверхности). Простой дешевый картон смотрится,
как бумага из элитной дизайнерской коллекции.

Писать оценки для этой технологии очень сложно, потому как она поистине безгранична. Шелкография — как кисти художника, все зависит от умения ими пользоваться. Существуют сотни видов шелкотрафаретных лаков различной глянцевости, прозрачности и фактуры. Умножаем это все на сотни того, что можно туда добавить и через что можно пропустить — и получаем совершенно неограниченные возможности.

Silk it!   /   часть 1

Нет, это не обычна пластинка. Это обычная пластинка, напечатанная на обычной бумаге. «Яблоко» проработано матовым лаком, а диск — глянцевыми.

Silk it!   /   часть 1

Чтобы добиться имитации дерева, необходимо очень внимательно подбирать матовость и глянцевость лака.

Мы злостно разделили лаки на несколько видов: глянцевый, матовый, а также: ириодиновые пигменты и глиттеры.
В первой части статьи поговорим о матовых и глянцевых лаках.
Поскольку мы будем говорить о полиграфических премудростях не как полиграфисты, а как дизайнеры и заказчики дизайна, то и делить мы технологии будем по-своему,
без «заумностей». Так что профессиональных полиграфистов прошу без мата.
Мы будем рассказывать про технологии простым языком и несколько упрощенно.

Мы попытались сделать рейтинг технологий и ввели общие характеристики с баллами от 1 до 5. Чем меньше балл, тем хуже. Характеристики будут следующие:
1. Заметность будет отвечать за видимость технолгии с расстояния. Иными словами,
этот показатель будет определять, насколько данная технология сможет помочь выделить товар на полке с первого взгляда.
2. Красота. Эта технология не очень заметна издалека, но вблизи она невероятно красива.
3. Вариативность и сожительство с другими технологиями. Бывают технологии, потенциал которых ограничен лишь вашей фантазией, а бывает и обратная ситуация, что есть, то есть.
4. Экономичность на малых тиражах. Насколько технология доступна при тираже 500,
300 и менее буклетиков.
5. Экономичность на больших тиражах. Насколько технология выгодна при тираже в 10 000 и более коробочек.
6. Доступность технологии. Либо это может сделать любая типография, либо это возможно лишь в одном месте — в Китае.
7. Защита от подделок. Чем выше балл, тем спокойней спит заказчик.

Мы не будем вываливать на вас, уважаемые читатели, весь непомерный объем полиграфической информации и постараемся давать темы порционно. Заодно, если статья окажется интересной, можно будет получить обратную связь, чтобы учесть все в дальнейшем. Итак:

Выборочный шелкотрафаретный УФ-лак глянцевый
1. Заметность — 4
2. Красота — 5
3. Вариативность — 5
4. Экономичность на малых тиражах — 5
5. Экономичность на больших тиражах — 3
6. Доступность технологии — 4
7. Защита от подделок — 3

Silk it!   /   часть 1

Если удачно подобрать глянцевость лака и аккуратно нанести его в соответствии с текстурой, то можно добиться изумительных результатов. Например, эффекта кожи.

Заметность / 4 балла
Выборочный глянцевый UV-лак — это самая популярная технология после CMYK + серебро. Только ленивый дизайнер не применял глянцевого лакирования картинок на матовом поле буклета. Но это лишь малая толика того, что может существовать. Большинство дизайнеров не учитывает толщину лакового слоя, а ведь при помощи этого можно создавать невероятные эффекты. Например, если использовать крупное сито, можно поднять лаковый слой до толщины в несколько миллиметров, что смотрится более выпукло, чем большинство конгревных тиснений и, что немаловажно, значительно дешевле последних на малых тиражах.

Silk it!   /   часть 1

Тут нет ничего сложного, обычный выборочный глянцевый UV-лак.
Внимания заслуживает лишь то, как лак работает с фактурой бумаги.

Красота / 5 баллов
Эта технология может легко обратить внимание покупателя на упаковку или буклет. Согласитесь, что сложно пройти мимо коробочки, сияющей глянцевыми преливами. Учитывая толщину слоя, при помощи глянцевого лака можно создавать невероятные текстуры, которые будут великолепно «играть» не только визуально, но и на уровне тактильных ощущений. Представьте эффект, когда вы берете в руки коробочку и ощущаете, что доска или камень на картинке... настоящие!
У лаков можно не только менять толщину слоя, их прозрачность и глянцевость. Их можно комбинировать! Если вы хотите передать фактуру камня, можно использовать несколько слоев: один толстый — для придания крупного рельефа и один тонкий — для передачи мелкого рисунка. Можно даже использовать эффект песка. Существуют специальные лаки, которые, ложась на материал, «творожатся» и создают ощущение мелкого песка. Хотите, чтобы апельсин на картинке стал настоящим? Не проблема! Лак с эффектом апельсиновой корки (он так и называется — Orange Peel) создаст текстуру апельсина. Можно даже добавить слой лака с ароматом апельсина, чтобы, когда вы взяли буклет в руку, по комнате разнесся апельсиновый аромат.
Есть и совсем эксклюзивные лаки, например, противоскользящие лаки anti-sweep, придающие бумаге ощущение резины, или лаки, меняющие прозрачность или оттенок в зависимости от температуры. Можно даже добавить в лак флок и устроить выборочный эффект войлока, но это уже тема для отдельной статьи.
Из описанных мною восторгов становится вполне ясно, что эта технология вполне видна с расстояния и способна привлечь внимание покупателя, а ее тактильные свойства просто изумительны.

Вариативность / 5 баллов
Еще одно достоинство глянцевых ш/т лаков — их всеядность. Лаки можно класть практически на любую основу. Шелкография — это, своего рода, внедорожник полиграфии. Ее можно использовать не только там, где исключен обычный офсет, но даже там, где не справляются UV-печать или фолиевые краски.

Silk it!   /   часть 1

Очень интересно взаимодействуют лаки с металлизированными поверхностями.
Здесь металлический блеск погашен офсетной печатью с белилами и тонким слоем лака.

Экономность на малых тиражах / 5 баллов
Шелкографские лаки будто созданы для малых тиражей. Они остаются рентабельны даже при тираже в 20-30 буклетов.

Экономичность на больших тиражах / 3 балла
Традиционным минусом шелкографии были большие тиражи. Можно только ужаснуться, как долго будут класть ваш удивительный лак на тираж в 100 000 коробочек.
Тем не менее, некоторые отечественные типографии уже оборудованы современными высокоскоростными шелкотрафаретными машинами, способными иммитировать для вас текстуру старого деревянного багета со скоростью офсетной печати. Тут стоит обратить внимание тех, кто делает дизайн для бутилированной продукции.
Шелкография в этикетаках уже давно реальность.

Доступность технологи / 4 балла
Здесь впору было бы ставить этой технологии 5 баллов, но, увы, дизайнеров которые бы умели пользоваться различными свойствами глянцевых ш/т лаков так же мало,
как и тех, кто умеет их печатать.

Защита от подделок / 3 балла
Эта технология вполне может не только украсить вашу упаковку, но и сделать ее настолько уникальной, что подделать ее будет практически невозможно. Правда, это случится, только если вашим продуктом занимается дизайнер, умеющий ей пользоваться.

Как готовить
Можно сделать лаковый слой в векторной программе, обозначив как Pantone (в этом случае не забудьте включить лаковому слою oveprint) или в Photoshop отдельным SPOT-каналом. Обратите внимание, чтобы это был спотовый, а не маскирующий канал. Также будьте внимательны при записи своего «творения». Привычные форматы вроде TIFF и JPEG не поддерживают дополнительные каналы. Чтобы все получилось удачно, необходимо сохранять файл в DCS.

Silk it!   /   часть 1

Еще одно свойство глянцевого лака: если положить его на матовый пластик, то в этом месте он станет более прозрачным.

Silk it!   /   часть 1

На картинке нет тиснения, просто один лак лежит поверх другого. Лаком с эффектом объема очень хорошо прорабатывать элементы небольшого размера.

Как не пересолить
Используя лак с эффектом объема, заливайте небольшие объекты. Он будет смотреться эффектней. Не используйте его на слишком тонких линиях и мелких деталях. Крупное сито дает о себе знать! Если вы используете несколько лаков, то сначала посоветуйтесь с типографией. Возможно ли их сочетание? Увы, не всегда.
Постарайтесь не далать лаки «на вылет» и не кладите их под биговку. В этом случае они могут потрескаться и начать шелушиться. Многие лаки не имеют должных санитарных сертификатов и не могут иметь прямой контакт с некоторой пищей, например, чаем.
Обратите внимание на прозрачность лака, когда вы кладете его на прозрачный пластик или металлизированный картон. Если светопропускная способность лака будет ниже,
чем у основы, лак будет мутным!

Выборочный шелкотрафаретный УФ-лак матовый
1. Заметность — 1
2. Красота —5
3. Вариативность — 4
4. Экономичность на малых тиражах —5
5. Экономичность на больших тиражах — 3
6. Доступность технологии — 3
7. Защита от подделок — 4

Silk it!   /   часть 1

Печать по трансферной фольге (Cold foil) сама по себе интересна и заслуживает отдельной статьи. Но когда рисунок дополнительно подчеркнут двумя фактурными лаками, картинка становится настолько натуральной, что вызывает у зрителей эффект «залипания», сопряженный с восторженым тыканием пальцем в бумагу.

Заметность и красота / 1 и 5 баллов
Это одна из самых «тактичных» технологий. Матовые лаки никогда не будут кричать на весь супермаркет о вашем товаре, сияя всеми переливами радуги. Их сила в другом. Они начинают работать, когда потребитель уже взял вашу коробочку или листовку. Теперь можно быть спокойным — он не сможет от нее оторваться! Матовый лак имеет ту же способность, что и любая шелкографская краска — толщину лакового слоя.
Тут его недостаток перед «старшим братом» глянцевым лаком становится преимуществом.
Он может придать картинке тактильность и текстуру, при этом сам оставаясь совершенно невидимым. Включив фантазию, при помощи одного или нескольких слоев матового лака можно создавать изумительные имитации натуральной кожи, грубого камня, дерева или кованых решеток оград.

Silk it!   /   часть 1

Здесь использовано особое свойство некоторых лаков. После нанесения они «творожатся», образуя особую фактуру.

Silk it!   /   часть 1

Имитация кожи матовым лаком. Такие эффекты создают великолепные тактильные ощущения.

Вариативность / 4 балла
Как и глянцевые, матовые лаки можно использовать где угодно, однако в связи с их меньшей популярностью ассортимент лаков менее доступен, а следовательно, некоторые приемы становятся не всегда применимы. Перед использованием спросите в типографии, ляжет ли матовый лак на нужную основу. Что же касается вариаций художественной выразительности, то при умелом применении он с лихвой даст фору своему глянцевому собрату. Матовый лак отлично работает как замена конгреву,
только лучше и дешевле.

Экономность на малых тиражах / 5 баллов
Никаких особеностей нет. Все то же самое, что и у глянцевого лака. Вопрос лишь в том, будет ли типография работать с матовыми лаками.

Экономичность на больших тиражах / 3 балла
Как правило, современные высокотиражные машины не имеют никаких проблем с матовыми лаками, а персонал в этом вопросе в основном квалифицированный и опытный.

Доступность технологии / 3 балла
Вот тут наступает самое страшное. Многие дизайнеры понятия не имеют, что это такое, а печатники бегут, как от проклятия. И доказывать им, что этот лак — то же самое,
что и глянцевый, только матовый — бессмысленно. Тем не менее. В последнее время все меняется в лучшую сторону.

Защита от подделок / 4 балла
Никто не сможет подделать ваше изображение кожаного ремня на упаковке кожаного ремня. Хотя бы потому, что многие не будут понимать, как этот ремень получился таким кожаным. Но вот те немногие, кто знает и умеет...

Как готовить
Все, как в глянцевом.

Как не пересолить
Все то же, что и с глянцем, но есть одна особенность: в отличие от глянцевого лака, который делает краски ярче, матовый лак делает их более тусклыми. Старайтесь класть матовый лак в те места, от которых не ожидаете ярких сочных пятен.

продолжение следует

Владислав Рудовский / креативный директор

Еще в этом разделе:

Календарь, как орудие убийства 2013Хочешь рассмешить РОСПАТЕНТ 2014Silk it! / часть 2 / 2013История одного ребрендинга 2012

Для этого же клиента:

Похожие:

Долго и счастливо  2012
Долго и счастливо 2012
Семь правил хорошего брендбука 2012
Семь правил хорошего брендбука 2012
Правила хорошего SEO 2012
Правила хорошего SEO 2012
Я б в брендинг-студию пошел  2012
Я б в брендинг-студию пошел 2012
Медианарциссизм 2012
Медианарциссизм 2012
Как мы это делаем  2013
Как мы это делаем 2013
Слоган. Путь создателя  2014
Слоган. Путь создателя 2014
История ё 2016
История ё 2016
Нейминг по полочкам 2016
Нейминг по полочкам 2016
Как сделать супердизайн 2016
Как сделать супердизайн 2016
Модный дизайн 2016
Модный дизайн 2016
Модный дизайн <br>часть  вторая 2017
Модный дизайн
часть вторая 2017